Сведения об образовательной организации
Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • г. Самара, ул. Чкалова, д. 100
  • г. Самара, ул. Чапаевская, д. 227 (юридический адрес)
  • 8(800) 600-24-00
  • mail@reaviz.ru

Новости

Новости

25 мая 2022 02:05

«Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён на то, чтобы пережить его вновь»

Джордж Сантаяна

 

Память – это основа эволюции. Несколько раз споткнувшись об один и тот же камень, вы начнёте обходить его стороной, хотя жизнь порой ставит данный факт под сомнение. В истории работает тот же принцип, поэтому можно сказать, что ее основная функция, как научной дисциплины - предостерегающая. Впрочем, история разговаривает с нами не только плачем трагедий, но и фанфарами побед.

Можно воспринимать историю по-разному, но невозможно оставаться равнодушным, узнавая про события и людей, определяющих целые эпохи.

Герой сегодняшнего интервью – автор нескольких книг, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Александр Владимирович Горшенин. Он рассказал об истории медицины и о том, почему важно ее изучать.

 

- Чем именно вас заинтересовала история медицины?

- Я преподаю этот курс. Особенно мне интересен период развития медицины в советское время. Когда я её изучал, мне открылась довольно любопытная картина – именно этот период мало изучен, а источники почти не представлены в открытом доступе. Из-за этого, как я заметил, у студентов возникает много проблем при подготовке данной темы. То есть, если говорить об истории медицины, как о дисциплине, то советский период описан крайне скупо, хотя вся текущая система здравоохранения была заложена в 20-30-е годы XX века Николаем Александровичем Семашко.

- Как вы считаете, почему в программе существует такой пробел о столь важном периоде?

- Вопрос неоднозначный. Тут, как мне кажется, существует две ключевых причины. Первая - это недавний период. Истории как науке сложно воспринимать события, произошедшие совсем недавно.

Вторая причина - после распада страны в 1991 году стало яростно отрицаться всё советское, без деления на плохое и хорошее. Нужно было, конечно, подходить к вопросу избирательно и не выбрасывать социалистические идеи в области здравоохранения, но кто об этом думает в такие времена? Чуть позже, уже в 2000-х годах, стало понятно, что прежний опыт был несправедливо. Медицина царской России во время Первой мировой войны не справилась с наплывом крыс в окопах и траншеях, а эпидемии на фронте развивались стремительнее, чем когда-либо. Большевики же за двадцать лет сумели создать систему, которая выдержала колоссальную нагрузку Великой Отечественной войны. Ведь врач не может работать с одними лишь знаниями, ему нужны условия, инструменты, медикаменты, логистика, в конце концов. Последствия недавней пандемии показали, что существенная роль государства в системе здравоохранения наиболее оптимальна.

 

- Какие уроки может вынести студент из истории медицины?

- Принцип преемственности идей и открытий, который предполагает, что всё новое существует на базе старого, а не отвергает его. Яркий пример данного принципа – лечебные растения. На протяжении тысячелетий человечество использовало их в качестве основного средства лечения. Когда в XIX веке были открыты алкалоиды и гликозиды, к учёным пришло понимание того, что синтез лекарств возможен в рамках лаборатории. Когда же наступила Великая Отечественная война, большая часть фабрик, производящих лекарства оказалась разрушена, оккупирована или повреждена. Тогда-то врачи и обратились к знаниям прошлого, возобновив использование лекарственных растений. То есть, опыт, к которому человечество естественно обращается в экстренных ситуациях, это та самая преемственность. Что уж говорить о недавно начавшейся пандемии, опыт борьбы с которой собирался врачами на протяжении столетий. Главное понимать, что происходящее – это не апокалипсис. Такие периоды всегда были, благо, теперь мы можем учесть ошибки прошлого.

- В таком случае, если мы говорим о цикличности истории, к чему Вы бы рекомендовали готовиться студенту нашего вуза?

- К самому крайнему! Практика и история показывают, что врачи всегда на передовой. В бой с той же пандемией они вступили первыми. Общество рассчитывает на врачей в гораздо большей степени, чем им кажется. К сожалению, в мире постоянно происходят то войны, то эпидемии. Период спокойствия, зачастую, незначителен.

- Расскажите о своей последней книге?

- Называется она «Владимир Ильич Ленин и становление здравоохранения в Советской России (1917-1924)». Это попытка предоставить студентам если не методичку, то хотя бы структурированную информацию о здравоохранении тех лет - от Октябрьской революции и до конца 1920-х.

Очень много осталось воспоминаний Н.А. Семашко о роли В.И. Ленина в борьбе с эпидемиями: холеры, разных видов тифа, малярии. Конечно, нужно было контролировать заболеваемость. Не стоит забывать о венерических заболеваниях и социальных, таких как туберкулёз. Для борьбы с ними была создана диспансерная система, когда как раньше таких учреждений существовало единицы. Ну и повышение продолжительности и качества жизни. Именно в период становления советской власти впервые на государственном уровне была проведена всеобщая вакцинация. В частности, это прививки от оспы, которыми занимался известный эпидемиолог Николай Фёдорович Гамалея. Кстати, его именем назван центр микробиологии и эпидемиологии, в котором была создана вакцина от COVID-19. В 1918 году в Санкт-Петербурге, тогда ещё Петрограде, была проведена первая вакцинация при всяческой поддержке властей. Уже в следующем году был подписан декрет об общегосударственном прививании от оспы. Можно сказать, что он спас жизнь населения, и хотя прививали их без добровольного согласия, этот шаг стал очень важным в формировании общей системы здоровья граждан.

- Планируете написание новой книги?

- Пока не думал об этом. В прошлом году я выиграл областной конкурс «Молодой учёный», на котором представил тему научного наследия микробиолога Зинаиды Виссарионовны Ермольевой. Большинство людей знает о ней, как о человеке, получившем первый отечественный пенициллин – крустозин. На самом деле, ещё раньше она изучала холеру, в частности холероподобные вибрионы, которые не являются возбудителями холеры, но всё же очень похожи. Она выяснила, что эти вибрионы, проходя через кишечник человека, вызывают симптоматику и саму холеру. Но нужно было подтверждение. Тогда она сама выпила несколько миллиардов этих бактерий, после чего начала фиксировать своё состояние. Разумеется, предположение подтвердилось. Опыт крайне рискованный, учитывая, что на момент его осуществления не было эффективных методов борьбы с холерой.

В 1930-е годы Зинаида Виссарионовна занималась изучением лизоцима - всем известного фермента слюны, который чуть позже впервые стала применять во врачебной практике. Она помогла спасти Сталинград от вспышки эпидемии холеры в Великую Отечественную войну, наладив массовое производство холерного бактериофага, изучением которого занималась. После войны это были и другие антибиотики, а также первое применение интерферона в нашей стране. Фигура удивительная, и последние несколько лет я занимаюсь исследованием её наследия.

- Три величайших российских врача - кто они?

- Всего лишь три? Это, конечно, Николай Иванович Пирогов. Матвей Яковлевич Мудров – один из основоположников терапии в нашей стране. И Фёдор Фёдорович Эрисман – санитарный врач, основоположник гигиены.

  

Беседовал Сиднев Артём

Хочу поступить